Демонтаж памятника Ленину в Балте: начало декоммунизации
«Ленинопад» в Одесской области начался еще в конце 2013 года и активно продолжился в 2014-м. Одесса, Котовск, Березовка, Татарбунары, Саврань, Любашевка, Ивановка, Ильичевск, Ананьев, Фрунзовка. Памятники вождю мирового пролетариата по всей области подверглись вандализму или сносу. В Балте памятник тому, кто был «живее всех живых», был демонтирован 24 февраля 2014 года по решению депутатов Балтского горсовета. Также депутаты решили демонтировать памятники Карлу Марксу и Григорию Котовскому.
Инициатива свергнуть ненавистные символы ушедшей эпохи родилась в низах. Власть еще пыталась защитить идолов, но и сама не устояла. Революция Достоинства смела и преступную власть…
Сегодня многие считают, что именно со сноса памятников Ленину в Украине начался процесс декоммунизация. Раньше об этом и речи не могло быть.
С 21 мая 2015 года вступили в силу законы «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики», «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917 — 1991 годов», «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939 -1945 годов» и «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке». Согласно этим законам в Украине запрещается советская символика, осуждается коммунистический режим, открываются архивы КГБ и признаются борцами за независимость Украины воины УПА.
Однако, эти законы были восприняты украинским обществом неоднозначно. Не потому ли процесс декоммунизации в Украине проходит очень бурно. Конечно, хотелось бы, чтоб он был интеллигентным, как в Польше, которая давно решила эту проблему.
К слову сказать, еще в 1991 году, одной из первых декоммунизацию начала Чехословакия. Потом этот процесс прошел во всех посткоммунистических странах Европы и в республиках Балтии. За тем в Грузи и Молдове. Теперь слово за Украиной. Нам, помимо всего прочего, необходимо также освободиться от тоталитарных названий в топонимике.
Вот тут-то мы и подошли к теме, которая очень волнует жителей нашего города. Вернее тех, которые живут, к примеру, на улице Ленина, Ярославского, Димитрова, Фурманова, Толбухина, Калинина и остальных, которые согласно закону о декоммунизации, могут быть переименованы.
У обывателей по этому поводу возникает много вопросов к городской власти: «а что нас ждет, в случае если улица будет переименована?». Во что это обойдется ее жителям? Кстати, в городском совете предложили провести широкие обсуждения с общественностью города. Однако некоторые особенно активные горожане выступают против переименования улиц.
Галина Ивановна живет на Ярославского. Говорит, что жители улицы не желают ничего менять, им и так хорошо. Поэтому и начали сбор подписей. И не беда, что большинство затрудняется ответить на вопрос, кем был человек, имя которого носит улица.
И уж точно никто не знает, что под фамилией Ярославский, вернее под псевдонимом, на самом деле скрывался Миней Израилевич Губельман. С 1917 года находился на партийной и государственной работе. Один из создателей «Краткого курса истории ВКП(б)», автор серии работ о Сталине и его официальной биографии. Этот большевик не был даже в Одессе, а о Балте уж точно никогда не слышал.
То же самое можно сказать и о Г. Димитрове, генеральном секретаре Болгарской компартии, и о Всероссийском старосте М. Калинине, и о других именах, присвоенных улицам нашего города. К истории Украины они отношения не имели. Это была история СССР. Поэтому очень важно понимать, кому и чему посвящены названия наших улиц, ведь это формирует наше сознание. И чем лучше мы будем знать свою историю, и чем больше будет открыто архивов, тем меньше будет возможности нами манипулировать.
Однако вернемся к декоммунизации. Законы уже приняты и будут выполняться. И в Украине, и в нашем городе. А людям, которых затронет этот процесс, особенно волноваться не стоит. Идти в паспортный стол и менять свои документы не потребуется. Но если необходимо будет идти туда, например, из-за переезда, тогда изменения будут вноситься. Специально менять документы никто не обязан. Они останутся действительными и со старыми названиями.
Лиана Швецова