Душа на полотне
Сергей Шендеровский – человек влюбленный в родную Балту. Он покидал наш город только во время учебы в военном училище и службы в г. Ульяновске.
Наше интервью с человеком одаренным, способным думать и анализировать, а еще тонко чувствовать то, что иногда ускользает от внимания других людей. Он – художник.
Кор.: Сергей, Вы помните то время, когда увлеклись рисованием?
Шендеровский С.: Начал рисовать в школе. Постепенно переходил к более сложному. Первая картина маслом появилась в 1986 году. Это была копия обложки пластинки польского композитора и певца Чеслава Немена. У меня начиналось с подражания. Понравился образ, сделал копию. В Советском Союзе не было плакатов рок-групп. Приходилось рисовать самому, на ватмане. Это была такая фишка в Балте, рисовали и развешивали на стенах.
Кор.: Вы выбрали профессию военного, но с этим не сложилось…
Шендеровский С.: Категорически не сложилось. Каждый год я испытывал депрессию и уволился. Вернулся в Балту, работал в педучилище, преподавал НВП, а после прохождения курсов повышения квалификации преподавал рисование и историю художественной культуры.
Кор.: Никогда не хотелось уехать из Балты?
Шендеровский С.: Нет, и до сих пор не хочется.
Кор.: Вы натура многогранная, много читаете, многим увлекаетесь. Даже вели свою программу на местном телевидении. Есть в ваших картинах своя философия. А что Вам ближе всего?
Шендеровский С.: Космополитизм…
Кор.: Космополитизм в переводе с греческого «гражданин мира». В этом что-то есть… А какое Ваше самое большое увлечение кроме, конечно, живописи?
Шендеровский С.: Я – меломан. Я слушаю разную музыку от классики до тяжелой музыки, кроме примитивной.
Кор.: Живопись – это тоже своего рода музыка…
Шендеровский С.: Да, звук и свет – это родственники.
Кор.: Тогда какой стиль музыки подходит к Вашим картинам?
Шендеровский С.: Прогрессивный рок. Мои картины не легки, они все-таки тяжелы. Тяжеловесны по форме, по образам. Хоть в каждой картине есть стремление к свету, но семьдесят процентов – это тяжелое бытие. Моя живопись эзотерическая, концептуальная. Для того чтобы написать картину мне нужно залететь на определенную вибрационную волну. И если ты туда попал, работа идет, а если начинает кто-то отвлекать – это то же самое, что упасть с коня или велосипеда… Меня всемерно поддерживает моя жена.
Кор.: Ваша дочь Настя также пишет картины. Это гены или вы старились привить ей любовь к живописи?
Шендеровский С.: Это все гены. И они проявляются на определенной стадии развития человека. Но дочери больше нравится шить игрушки.
Кор.: На Ваших картинах много узнаваемых уголков нашего родного города. А какой Вам нравиться больше всего?
Шендеровский С.: Польская часть нашего города. Это место силы. Там перекресток силовых полей. Улица Шевченко – самая энергетически чистая. Там собор, костел, каланча. Там педучилище, как эпицентр культурной жизни.
Кор.: Поговорим о пленерах. Это Ваша идея, Ваше детище. Как все начиналось?
Шендеровский С.: Я человек самодостаточный и мне было уютно, но когда Валерий Анатольевич Желиховский пригласил к нам поляков, они пришли в нашу лавку. Увидели картины, и один из гостей предложил поехать на пленер в Польшу. Я поехал. Тамошняя обстановка, общение с людьми, хорошая атмосфера и пришли мысли, что меня никто никуда больше не пригласит. А потом я подумал: почему самому не устраивать такие пленеры? У нас в Балте креативные, молодые руководители. Наверное это возможно. Я спросил поляков, готовы ли они приехать и в ответ услышал «да».
По возвращении домой я встретился с Валерием Анатолиевичем и Петром Астафиевичем Ткачем. С тех пор все и началось.
Пленеры я провожу в целях популяризации нашего города. Их было пять. Приезжали художника из Польши, Китая, Одессы, Измаила, Винницы, Харькова.
Такие встречи дают обмен энергиями, общение, но организовывать это мероприятие тяжело. Люди разные, и в Балте нет приспособленного места для их размещения.
Кор.: Как-то выступая в музее, Вы сказали, что хотели бы побывать с выставкой в Измаиле.
Шендеровский С.: Нас могут там гостеприимно принять. Там много друзей. На первом нашем пленере были в основном измаильцы. А вот организовать вывоз картин – это уже другое дело.
Кор.: Гостям нравится писать картины в нашем районе?
Шендеровский С.: Конечно. Их привлекает наша душевность и самобытность. Они сохранились, потому что город наш далеко от крупных магистралей. Мы сами в себе сохранили самобытность. Художники поражаются этой самобытности.
Кор.: Где Вы выставляли свои картины?
Шендеровский С.: В Балте, Одессе. Планирую в Черноморске и Киеве. В конце года снова в Одессе. Но картины перевозить не просто.
Кор.: Вы приложили руку к созданию гербов города Балты и района. Недавно выиграли конкурс, создав эскиз памятника основателям Юзефграда. Что Вас привлекает в такой работе?
Шендеровский С.: Это программа развития и с ней ничего не сделаешь. Я тут назначен (смеется). Наш город достоин стать туристическим центром Одесчины. Опять-таки в силу своей самобытности. Людей пленяет наше гостеприимство, душевность, откровенность.
Кор.: О чем мечтаете и к чему стремитесь?
Шендеровский С.: Развиваться, как живописец. Осуществилась одна моя мечта. Я стал иллюстратором пластинки одной из музыкальных групп. Работа удалась с первого раза, и она попала в музыкальную тему. Пластинка стала популярной. Эта тема мне интересна. Мне нравиться создавать художественно-музыкальный симбиоз. Также я создал обложку для диска песен о Балте.
Этот год обещает быть довольно насыщенным в плане творчества. Я планирую три выставки, и может быть два пленера. А еще, если очень захотеть, можно поехать с пленерской выставкой в Измаил.
Кор.: Сейчас в Балте идет серьёзная полемика по поводу флага города, который по цветовой гамме очень схож с флагом РФ. Есть предложение его изменить. Что Вы думаете по этому поводу, как автор эскиза флага?
Шендеровский С.: Цветовое решение флага соответствует истории развития нашего города. Белый и красный цвета – это польская часть Балты, а голубой – турецкая. И в центре – герб. Наш флаг отражает действительную историю. Я считаю очень важным то, что удалось расположить полосы флага восходящими от древка вверх. В этом заложен подъем Балты.
Общество разделилось, мы живем в дуальности. Я иду по пути синтеза, ищу в мире похожесть, а не разность. В нашем случае если бы мы искали, что нас роднит, чем мы похожи, что у нас общего, а не искали в чем мы разные – наше развитие происходило бы гораздо быстрее. Такое мое осознание жизни сегодня.
Кор.: Сергей, большое спасибо за интересное интервью. Новых Вам взлетов на творческую волну и удачи во всех начинаниях.